Понятие гиперактивности
Гиперактивность – это состояние человека, при котором он чрезмерно подвижен и энергичен, но при этом невнимателен. Чаще всего она свойственна детям. Гиперактивному ребёнку сложно концентрироваться на чём-то одном и удерживать внимание. Он быстро переходит от одного действия к другому, часто бывает импульсивным и неусидчивым. У него могут возникнуть проблемы с коммуникацией как со взрослыми, так и с другими детьми. Он хочет быть везде и всюду. Гиперактивного ребёнка сложно успокоить и заставить заняться одним делом.
Причины гиперактивности
Гиперактивность ребёнка связана не с физиологическими отклонениями, а с поведенческим расстройством развития. В медицине такое состояние называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В настоящее время учёные считают, что причины гиперактивности ребёнка связаны с неправильным развитием в утробе матери и/или сложными родами. Если у матери был долгий токсикоз или у плода выявили внутриутробную асфиксию, то шансы появления гиперактивного малыша увеличиваются втрое. Также любая операция во время беременности и нахождение младенца в больнице способствуют появлению гиперактивности.
Кроме этого, гиперактивность может возникнуть из-за:
- Гипоксии (кислородное голодание органов и тканей).
- Курения матери во время беременности.
- Неправильного питания во время беременности.
- Частых стрессовых ситуаций.
- Родов до 38 недель.
- Затяжного периода схваток.
Симптомы гиперактивности
Чтобы отличить обычного активного и энергичного малыша от ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью, нужно учитывать несколько факторов. Признаки гиперактивности у детей могут появиться уже в 2-3 года. Поэтому диагноз можно определить в детском саду, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, с воспитателями. Чтобы понять, страдает ли этим недугом ваш малыш или нет, нужно познакомиться с особенностями гиперактивных детей:
- Волнение и тревога без видимых причин.
- Смена настроения, постоянные слезы, чувствительность, чрезмерная восприимчивость.
- Проблемы со сном.
- Осложнение речи.
- Коммуникационные проблемы.
- Абсолютное непослушание.
- Агрессивное поведение.
В семьях часто возникает вопрос, что делать родителям с гиперактивными детьми. Если вашему малышу свойственны некоторые эти симптомы, вам следует обратиться к врачу. Он проинструктирует вас, что следует делать, какие лекарства принять, как успокоить ребёнка.
Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
Большинство родителей не представляют, как воспитывать гиперактивного ребёнка. Большие проблемы начинаются, когда малыш сталкивается с новым коллективом – идет в детский сад или школу. Такие дети всегда имеют особое отношение у преподавателей и психологов. Самое главное, что должны запомнить родители, что только они могут помочь ребёнку. Поэтому важно запастись терпением, мудростью, силой воли. Нельзя устраивать скандалы, ругаться и применять физическое насилие. Это только ухудшит ситуацию. Ребёнок станет более замкнутым и неуправляемым. Только при условии, что ребёнок совершил проступок, который сильно навредил другим людям, можно применять данные методы.
Как воспитывать гиперактивного ребёнка:
- Запреты должны быть сформулированы правильно. В ваших фразах должны отсутствовать слова «нет» и «нельзя». Лучше сказать: «Пойдём вместе попьем чай с конфетами», чем «Нельзя бегать под дождём». Ваши запреты должны быть мотивированы и обоснованы. Например, если ребёнок вечером хочет ещё гулять, но уже поздно, скажите ему, что хотели перед сном прочитать ему интересную сказку. А если вы ещё задержитесь, то не успеете это сделать.
- Постановка задач должна быть четкой и ясной. Гиперактивные дети хуже усваивают информацию, поэтому говорите коротко и односложно.
- Гиперактивный ребёнок плохо работает в режиме многозадачности. Не стоит говорить: «Принеси из гостиной тарелки, положи их в раковину, помой руки, а затем иди обедать». Лучше соблюдать последовательность и давать задания по порядку.
- Соблюдайте контроль над временем. Гиперактивные дети легко увлекаются и забывают про остальные дела. Поэтому необходимо контролировать их.
- Необходимо составить распорядок дня. Если в комнате у ребёнка будет висеть график действий, он научится аккуратности и пунктуальности. А ещё это успокоит его и приучит к порядку.
- Несите позитив в жизнь ребёнка. Хвалите его за хорошие оценки, помощь по дому. Научите его замечать прекрасное в деталях. Общайтесь с ним на положительной ноте. Формируйте его отличное настроение. Сглаживайте ссоры и одобряйте хорошее поведение.
- Помогите ребёнку найти хобби. Это могут быть спортивные секции, езда на велосипеде, чтение книг, игра в театральной студии или на музыкальном инструменте, лепка из глины, плетение из бересты. Ребёнок должен знать, куда выплеснуть свою энергию. И будет лучше, если он выплеснет её в позитивное увлекательное дело, чем в компьютерные игры.
- Если это необходимо, дайте малышу гомеопатическое средство. Но не стоит перебарщивать с успокоительными. И в любом случае сначала следует посоветоваться с невропатологом и психологом.
Спорт для гиперактивного ребёнка
Как помочь ребёнку справиться с гиперактивностью? Многие родители стараются записать малыша во всевозможные секции и кружки, чтобы к концу дня он все-таки утомился и спокойно заснул. Однако гиперактивный ребёнок не становится спокойней. Что делать? Записать в бассейн!
Пространство в бассейне организовано таким образом, что ребёнок, плавая на дорожке, практически не контактирует с другими детьми. Это помогает сконцентрироваться на себе и собственных достижениях. Секции по самообороне, по умолчанию воспитывающие защитную реакцию, и групповые виды спорта только усугубляют гиперактивность. Плавание же способствует расслаблению, успокоению нервной системы, пребывание в воде настраивает на внутреннюю гармонию.
По данным педиатров, пик гиперактивности приходится на 4-5 лет и на 7-9. Этот возраст самый подходящий для начала занятий в бассейне. Отдавать ребёнка в секцию раньше 5 лет врачи не рекомендуют. Спорт поможет малышу научиться концентрироваться, выработает уверенность в себе.
Ученые провели исследование и сделали вывод, что у детей, занимающихся плаванием, больше развиты находчивость и изобретательность по сравнению со сверстниками, увлеченными другими видами спорта.
Плавание в спортивных секциях воспитывает самодисциплину. Работая на время и на результат, ребёнок приучается к правильному режиму, умению ставить цели и достигать желаемого с юного возраста.
У гиперактивных детей специалисты наблюдают повышенную эмоциональность и тревожность. Вода имеет успокаивающее свойство, в бассейне ребёнок эмоционально разгружается. Физические нагрузки в воде вымещают лишнюю энергию. После тренировки ребёнок ощущает приятное чувство усталости.
Если у родителей есть возможность, лучше организовать индивидуальные занятия. Соревновательный дух, присущий таким видам спорта как баскетбол, танцы и даже шахматы, гиперактивному ребёнку ни к чему. Это еще больше расстроит нестабильный эмоциональный фон.
Тренировки в бассейне закаляют иммунитет. Только плавание, как вид спорта, держит в тонусе всю мышечную систему: укрепляется осанка, становятся сильными руки и плечи. Нагрузки в воде нормализуют кровообращение, улучшается общее состояние организма. Бассейн предупреждает такие заболевания, как ОРВИ, сколиоз, проблемы с костной системой.
Прежде чем записать ребёнка на плавание, ознакомьтесь с отзывами о спортивном учреждении, заинтересуйте малыша, перечислите все плюсы, которые он приобретет в результате занятий в бассейне.
Игры для гиперактивных детей
- «Волшебный клубок». Когда ребёнок наиболее энергичен, заведён и никак не может успокоиться, дайте ему нить пряжи и попросите смотать в клубок. При этом скажите ему, что это клубок не простой, а волшебный. Чем дольше его сматываешь, тем быстрее успокаиваешься. Ваш малыш постепенно привыкнет к этому процессу и, когда он почувствует, что стал слишком заведённый, сам попросит волшебный клубок.
- «Находим новое». На бумаги фломастером или на доске мелом рисуется любая геометрическая фигура. Члены семьи или друзья ребёнка закрывают глаза, а один из них пририсовывает к фигуре что-то своё. Затем все открывают глаза и находят изменения, и так по очереди. Эта игра развивает концентрацию внимания.
- «Рыбалка». Участники игры встают в круг, плотно прижавшись друг к другу ногами и руками. Водящий, «рыбка», встает в центр круга и пытается выйти из него. Задача тех, кто стоит в кольце – не выпустить рыбку из сетей. Эта игра улучшает быстроту реакции и развивает координацию движений.
- «Археологические раскопки». Взрослый засовывает кисти рук в песок или крупу. Задача ребёнка – откопать кисти взрослого, при этом не касаясь их своими пальцами. Данная игра развивает мышечный контроль.
- «Слушаем тишину». По первым хлопкам в ладоши ребёнок начинает бегать по квартире, шуметь, петь. При звуке вторых хлопков он быстро садится на стул и прислушивается к тому, что происходит в квартире или на улице. А затем рассказывает, что услышал. Это может быть стук сердца, шум машин за окном, посвистывание чайника на кухне. Игра развивает внимание детей и умение владеть собой.
- «Колокольчик». Дети садятся в круг. Водящему завязывают глаза, а остальным детям дают колокольчик, который они передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Игра способствует развитию слуха.