15.04.2019
Поделиться: 1
  • Vkontakte
  • Telegram
177552

Как социальные стереотипы влияют на ребенка?

Когда-нибудь почти все мамы и папы задаются вопросом: как вы воспитываете своего ребенка? В нашей статье мы обсудим некоторые примеры влияния стереотипов на развитие ребенка. Как правило, малыш в первую очередь подвержен гендерным стереотипам.

Они являются социально принятыми представлениями о характеристиках мужчин и женщин.

Такие стереотипы появляются из-за наличия так называемых гендерных ролей, а именно – общественных ожиданий, которые диктуют поведение человека в соответствии с полом. Если сказать проще, наблюдая, как люди разных полов совершают разные действия, человек приходит к выводу, что они принципиально разные.

Как социальные стереотипы влияют на ребенка

Еще на самом раннем этапе, когда окружающие узнают, что кто-то из их друзей ждет ребенка, тут же возникает вопрос: «Кто у вас – мальчик или девочка?» Таким образом, еще когда ребенок не появился на свет, его пол уже является отправной точкой в направлении воспитания.

Почему это вообще становится возможным? Малыш ещё не родился, все вокруг уже имеют представление о том, как он будет себя вести, в чем ходить, чем играть, что ему будут дарить.

Ещё больше это проявляется, когда наступает необходимость одевать ребёнка, выбирать для него одежду. Во всех магазинах обязательно есть разделы одежды «для мальчиков» и «для девочек». Нейтральной одежды, которая подходит всем, практически не существует.

Вот один из простейших примеров социального влияния стереотипов на ребёнка: если вы оденете маленького мальчика в розовую одежду, как сразу же атакуют критики: «Это же мальчик!», «Мальчики не должны носить розовый цвет!» Конечно, это приводит в замешательство: вашему сыну всего 8-10 месяцев, а люди уже имеют чёткое представление, как он должен выглядеть, что можно носить, а что – категорически нет.

Часто сами родители проецируют свои стереотипы на детей, когда с самого раннего детства разрешают играть только определёнными игрушками, строго наставляют, как должны вести себя мальчики, а как девочки, сами решают, как дети должны одеваться, в какие цвета. Родителям рекомендуется следить за таким поведением и предотвращать влияние стереотипов на ребёнка.

Если же сами вы не подвержены распространенным в обществе стереотипам, то непременно столкнетесь с ними в вашем окружении и не сможете оградить от них ребенка. Вашему сыну все будут предлагать поиграть исключительно в футбол или другие «мужские» спортивные игры, будут с детства приучать пользоваться инструментом, родственники будут наперебой стараться воспитать из него «настоящего мужчину». При этом мальчику будет позволено некоторое баловство, подвижность, громкость, достаточно буйное поведение («это же мальчик!»), но девочке будет запрещаться любая шалость, девочка должна быть тихой, спокойной, кроткой. И играть в углу в куклы.

Почему это плохо? Как именно стереотипы влияют на сознание ребенка и его будущее?

Расскажем об одном из свойств мозга – нейропластичности, т.е. способности изменяться, приспосабливаться. У детей это свойство более развито, именно поэтому они легко обучаемы, им легко даётся изучение иностранных языков, они быстро осваиваются в любой новой обстановке. Чем человек моложе, тем больше проявляется нейропластичность. Однако всякий раз, когда от человека требуют вести себя или реагировать определённым образом, когда формируется навык или убеждение, в мозгу укрепляются нейронные связи, они становятся менее подвержены изменениям.

Если девочку заставлять носить исключительно розовое и, тем более, постоянно сидеть тихо в уголке с куклами, она непременно вырастет типичной «тихой и правильной девушкой», однако все её задатки и способности, например, к спорту или её яркая индивидуальность будут загублены.

Когда мальчика постоянно заставляют бегать, прыгать и лазить по деревьям, он узнает, что ему нужно быть физически активным и беспокойным.

Но важен тот факт, что на самом–то деле все девочки непременно склонны быть спокойными и послушными, а мальчики не обязательно должны быть буйными и физически активными. В стереотипном воспитании, однако, развиваются именно эти качества, а все остальные «зарываются в землю».

Удивительно, но гендерные стереотипы закрепляются в подсознании детей достаточно рано. Тестируя школьников, ученые спрашивали у них, считают ли они, что способности к точным наукам у мальчиков выше, чем у девочек. И тестирование показало, что дети подсознательно уверены, что мальчики более приспособлены к точным наукам, чем девочки, что является примером стереотипа.

Опасно, когда у вашего сына или дочери появляется мысль «таким людям, как я, плохо что-то дается». Это влияние так называемой «угрозы стереотипа» (stereotype threat). В середине 1990-х психологи выдвинули предположение, согласно которому люди справляются с проблемами хуже, когда знают о негативных стереотипах, относящихся к их нации или полу.

Как же лучше поступить в таком случае? Важно как можно раньше исключить из воспитания маленьких детей влияние стереотипов. Вместо того, чтобы купить своей дочери очередное розовое платье и куклу, а сыну – синюю бейсболку и машинку, спросите у своего ребенка, какую одежду он выберет сам. Руководствуйтесь предпочтениями ваших детей, а не просто этикеткой, на которой написано, для мальчика эта вещь или для девочки. Все эти незначительные детали могут оказать огромное влияние на будущее ребёнка.